Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?
Некоторые предприниматели и компании склонны рассчитывать только на удачу в своей работе. Однако, чтобы достичь успеха, необходимо больше, чем просто удача. В тоже время, опираясь на свой опыт и правильно проведенные расчеты, можно достичь больших результатов. Сегодня, век информации, есть возможность воспользоваться знаниями других участников торгово-рыночных отношений России и всего мира. Одним из наиболее эффективных способов получения необходимых знаний является маркетинговое исследование рынка. Такое исследование позволяет получить ответы на важнейшие вопросы, которые встают перед компанией или предпринимателем, создать или обновить стратегию развития организации или бренда.
Исследование рынка – это сложный процесс, включающий изучение множества факторов, таких как структура рынка, свободные ниши и сегменты, конкуренты, потребители, спрос на товары и услуги, их ценность, возможных рисков, а также оценку потребителей и их поведения. Однако, не всегда необходимо тратить ресурсы на поиск и обработку всех данных. Чтобы правильно составить план анализа, выбрать методы и использовать эффективные инструменты, важно понимать, для чего проводятся исследования.
Поэтому качественный маркетинговый анализ рынка начинается с определения его целей. В зависимости от целей анализа, устанавливаются его предмет и методы исследования. Например:
- Для оценки емкости, конъюнктуры и тенденций рынка, важен анализ его структуры.
- Предметный анализ товаров/услуг помогает определить рыночную долю предприятия в сегменте и оценить развитие рынка.
- Анализ рыночных сегментов на предмет незанятых ниш поможет найти новые источники продаж.
- Комплексное изучение целевого сегмента позволит определить его привлекательность и сделать правильный выбор целевого рынка.
- Изучение потребителя поможет выявить ключевые потребности рынка, провести анализ спроса на продукцию и определить требования целевой аудитории.
- Чтобы понять действующую структуру цен в отрасли и выполнить ценовое позиционирование конкурентов, нужно провести экономическое исследование рынка.
- Для понимания общей картины, выявления преимуществ и уязвимых мест компаний, а также разработки собственных конкурентных преимуществ, необходимо исследование конкурентов.
Кроме того, маркетинговый анализ рынка может проводиться для различных сфер бизнеса. В этом отношении важно понимать, чем эти сферы между собой различаются:
- B2B («бизнес для бизнеса») - вид коммерческого взаимодействия, характерный для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства и деревообработка. Основными потребителями в таких сферах являются другие компании.
- B2C («бизнес для конечного потребителя») - речь идет обо всех видах производства потребительских товаров, о торговых центрах и сетях магазинов и прочих предприятиях, производящих товары или оказывающих услуги населению.
- B2G («бизнес для государства») - маркетинговые отношения между бизнесом и государством.
- C2С («потребитель потребителю») - вид информационного и экономического взаимодействия, который включает в себя продажи в соцсетях, объявления и другие продажи.
Для каждой из этих сфер применяется своя модель продаж, а исследование рынка будет направлено на решение различных вопросов, таких как заинтересовать множество потребителей, найти дополнительные точки сбыта и другие.
После того, как были определены цели анализа и методы, можно приступать к подготовке плана исследования. Для этого нужно провести сбор данных через опрос, интервью и/или фокус-группы, после чего аналитикам потребуется последовательно выполнить ряд действий. Наиболее комплексный анализ рынка состоит из десяти этапов, включающих исследование объемов рынка, его динамики и потенциала развития, изучение экономической ситуации, конкурентного окружения, анализ цен и структуры распределения товара/услуг на рынке, оценку спроса, исследование потребителя, определение ключевых тенденций и прогноз развития рынка.
Стоит отметить, что подробный комплексный анализ не всегда необходим. Иногда достаточно только оценить общее состояние рынка или создать краткий срез по одному-двум пунктам.
Изучив цели анализа рынка и разработав план, необходимо выбрать методы исследования рынка и инструменты для его проведения. Анализ рынка - это сбор информации и ее последующая обработка. Для сбора и систематизации информации могут применяться различные методы анализа рынка, которые условно можно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные. Количественные методы наиболее объективны, так как основаны на данных, которые можно посчитать и сравнить. Качественные методы позволяют получить информацию, которую невозможно подсчитать, но которую также необходимо учитывать при разработке стратегии развития бизнеса. Смешанные методы объединяют преимущества количественных и качественных методов.
Для сбора информации могут использоваться различные методы, такие как глубинные интервью, экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение, кабинетное исследование и бенчмаркинг. Если данные собраны, можно приступать к их анализу и структурированию. Для этого применяются инструменты, такие как расчет индексов и показателей в динамике, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели "Пять сил" Портера.
Результаты маркетингового исследования рынка должны покрывать поставленные цели. На основе полученных данных можно составить эффективную стратегию развития бизнеса.
Стоимость исследования рынка заложена в расходы бизнеса на повышение спроса и продаж, а также на предотвращение возможных угроз. В этой статье мы расскажем о различных методах сбора и анализа информации, которые влияют на окончательную стоимость маркетингового анализа.
В первую очередь, цена на исследование зависит от выбранного метода сбора информации. Ценовой диапазон для проведения опроса составляет от 40 000 рублей до нескольких миллионов, в зависимости от используемого метода опроса, количества вопросов в анкете и критериев отбора аудитории. Онлайн-опросы, как правило, дешевле личных, которые считаются одним из самых затратных методов получения данных. Наиболее дорогой метод – это "холл-тест", который предполагает коммуникацию с целевой аудиторией в специально отведенном помещении и/или непосредственно после тестирования респондентом товара или услуги. Цена на проведение холл-теста начинается от 180 000 рублей.
Для получения полной картины предпочтительно использовать несколько методов сбора информации. К опросу можно добавить фокус-группу, цена на которую начинается от 40 000 рублей, экспертное интервью, которое обойдется в 6000 рублей, или глубинное интервью за 3300 рублей.
Анализ данных, безусловно, также оплачивается отдельно. Краткий отчет-презентация в маркетинговой компании за 20 000 рублей могут предоставить, а полный отчет обойдется в 30 000 рублей. Сжатая информация в виде аналитической записки будет стоить порядка 9000 рублей.
Однако, некоторые маркетинговые компании могут предложить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, включающие в себя все статьи расходов. Например, обзор рынка около 60 000 рублей: здесь входит оценка емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, а также изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработка стратегий развития ассортимента компании. Конкурентный анализ обойдется в 55 000 рублей, а потребительский в 45 000 рублей.
Помните, что любые затраты на грамотно проведенное исследование быстро окупятся, если вы планируете использовать полученные в ходе анализа данные и строго следовать разработанной профессионалами стратегии. Цены на маркетинговый анализ могут быть высокими, но только профессиональный анализ может избавить бизнес от потенциальных угроз и принести прибыль. Убедитесь, что выбранная компания предоставляет качественные услуги, а стоимость маркетингового анализа отвечает вашим ожиданиям.
Фото: freepik.com