Современные информационные технологии в образовании: вперед в будущее!
В настоящее время информационные технологии играют важную роль в жизни людей, не только в работе, но и в обучении. Особенно с распространением Интернета произошли необратимые изменения в организации образования. Дистанционные образовательные технологии сегодня применяются повсеместно, их преимущества и особенности мы рассмотрим в данной статье.
Значимость инновационных технологий в организации учебного процесса в вузах
Новые возможности, предоставленные дистанционными технологиями в образовании, значительно расширили сферу получения знаний в современном мире. Независимо от местонахождения, люди могут получать образование, при этом традиционные формы обучения по-прежнему пользуются спросом, однако дистанционное обучение все больше набирает популярность.
В России наблюдается становление нового образовательного процесса, сфокусированного на интеграции в мировое информационно-образовательное пространство. Появление новых и существенных изменений в организации образования подтверждает необходимость соответствовать современным техническим возможностям. Внедрение современных информационных технологий в сферу образования стало способствовать качественным изменениям методов и организационных форм обучения, что сделало получение образования более удобным и доступным.
Важное значение в процессе модернизации образования имеют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ - это название для всех способов обработки данных и различных устройств, которые включают в себя компьютеры с необходимым программным обеспечением и телекоммуникационные средства, а также содержащуюся на них информацию. Использование ИКТ позволяет взаимодействовать преподавателям и студентам на расстоянии, это значит, что студенты могут получать образование дистанционно.
Использование дистанционных образовательных технологий было закреплено в Законе РФ "Об образовании" в 1992 году. Последующие изменения в Законе и Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 года "Об использовании дистанционных образовательных технологий" дали возможность образовательным учреждениям использовать возможности дистанционного обучения на всех формах обучения. С сентября 2013 года новый Закон "Об образовании в Российской Федерации" уделяет большое внимание применению электронного обучения, что предоставляет вузам новые возможности. Более того, данным законом закреплена не только возможность использования новых технологий, но и предписано обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам.
Необходимо отметить, что помимо созданных университетами и другими учебными заведениями электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют также бесплатные ЭОР, в том числе порталы "Грамота.ру" и "Открытый колледж", а также множество общеобразовательных и узкоспециализированных каналов на YouTube для студентов, школьников и всех, кто интересуется образованием.
Электронные и дистанционные образовательные технологии стали неотъемлемой частью современной системы обучения. Все больше школ и университетов переходят на инновационные методы обучения, которые используют информационные и коммуникационные технологии.
Существует несколько вариантов применения электронных и дистанционных образовательных технологий в образовании. Одним из них является применение онлайн-курсов и вебинаров, которые позволяют студентам получать знания и навыки на расстоянии, используя только компьютер или смартфон.
Другим вариантом является создание электронных учебных пособий и учебных материалов. Эти материалы могут содержать видеоуроки, интерактивные задания, тесты и прочее. Все это позволяет учащимся самостоятельно изучать материалы и повышать свой уровень знаний.
Также электронные технологии позволяют проводить онлайн-видеоконференции между учителями и учениками для дополнительных консультаций и обсуждения вопросов, касающихся учебного процесса.
В целом, применение электронных и дистанционных образовательных технологий открывает новые возможности в обучении и помогает студентам обрести знания и навыки, не выходя из дома.
Электронное обучение (E-Learning)
Оригинально понятие электронного обучения относилось к обучению, осуществляемому при помощи компьютеров. Однако, с развитием технологий, значение этого термина расширилось и включает в себя множество технологий, которые, условно, можно разделить на две группы — синхронные и асинхронные.
Синхронное электронное образование - это дистанционное обучение в реальном времени. На первый взгляд, оно не отличается от традиционного очного обучения, но участники находятся на расстоянии друг от друга. Одним из самых ярких примеров данной формы обучения являются вебинары, которые получили широкое распространение. Специальное программное обеспечение используется для проведения лекций.
Асинхронное электронное образование - это обучение, при котором студент получает всю необходимую информацию из онлайн-источников или с помощью электронных носителей информации (CD, DVD или flash-карты) и самостоятельно регулирует темп и график освоения материала. В наше время, электронное обучение является неотъемлемой частью образовательного процесса во множестве вузов, а также применяется для повышения квалификации сотрудников в некоторых корпорациях, где имеются частные отделения, занимающиеся организацией электронного обучения.
Дистанционное образование является более широким понятием, чем E-Learning. Оно берет на себя функции интерактивного самообучения и серьезной консультационной поддержки. Поэтому электронное обучение может быть рассмотрено как один из аспектов дистанционной образовательной системы.
Дистанционное обучение — это совокупность технологий, которые позволяют студентам получать основную часть образовательного материала на удалении и взаимодействовать в интерактивном режиме с преподавательским составом. При этом поставка учебных пособий может быть осуществлена без использования компьютеров и Интернета.
Существует множество выгодных сторон обучения с помощью дистанционных технологий.
Учеба на месте жительства
Не у всех жителей сельских районов имеется возможность поступить в престижный университет, расположенный в большом городе. Благодаря дистанционным технологиям в обучении, люди могут учиться в своем родном городе, не выезжая из него.
Совмещение работы и учебы
Студенты теперь могут получать образование не прерывая свою работу, это особенно актуально для тех, кто желает повысить свою квалификацию или получить второе высшее образование.
Доступ к качественным технологиям и учебным материалам
C помощью дистанционных технологий обучающиеся могут обучаться не только по качественным учебным материалам, но и взаимодействовать с преподавателями, а также составлять индивидуальный учебный план.
Беспристрастная оценка уровня знаний
Технология дистанционного обучения гарантирует постоянный контроль качества усвоения информации, через беспристрастную оценку полученных результатов. Более того, данная технология исключает жестокую практику местного взяткополучения, реализуя объективные автоматизированные процедуры оценки знаний.
Индивидуализированный подход к обучению
Гибкий график, возможность совмещать учебу и работу, а также адаптируемость учебных продуктов к индивидуальному темпу усвоения информации делают дистанционное обучение удобным для всех.
Институт международных экономических связей (ИМЭС) является одним из самых популярных вузов, предоставляющих возможности дистанционного обучения по направлению «Международные экономические связи и внешнеторговая деятельность». Этот вуз представляет собой инновационную организацию, которая успешно реализует принципы электронного обучения.
Благодаря этому, студенты из разных уголков России могут получить качественное образование по доступным ценам, не покидая своих родных мест и не отказываясь от своих повседневных дел. Кроме того, студенты могут продолжать работать, не бросая свои текущие проекты, и сохранять свой образ жизни.
Поэтому Институт международных экономических связей заслуженно является одним из лидеров в области дистанционного образования, который является ориентиром для многих учеников и учителей.
Сегодня Институт международных экономических связей является одним из ведущих вузов России, который специализируется на подготовке высококвалифицированных кадров в области внешней торговли. Университет был создан в 1995 году, а за последние двадцать лет более двух тысяч абитуриентов успешно получили высшее образование в этом заведении. Причем ориентация ИМЭС - не на количество выпускников, а на качество.
В настоящее время Институт международных экономических связей предлагает программы бакалавриата по специальностям "Менеджмент" и "Экономика". Одно из главных преимуществ университета – это его уникальный подход к образованию. Так, ИМЭС – это почти единственное учебное заведение, которое применяет принципы E-Learning и разрабатывает уникальные, инновационные образовательные продукты.
Технологии дистанционного обучения находят все большую популярность в современном мире. Электронная информационная образовательная среда ИМЭС предоставляет обучающимся широкий спектр средств, среди которых лекции с обратной связью, вебинары, логические схемы, адаптивные тест-тренинги, тестирующие и аттестационные программы, а также синхронное и асинхронное взаимодействие участников образовательного процесса и возможность формирования электронного портфолио обучающихся. Для доступа к электронным образовательным ресурсам в ИМЭС используется «Личный кабинет» студента на сайте.
Администрирование учебного процесса осуществляется через информационную интеллектуальную систему «Спрут», которая предоставляет информационное сопровождение и контроль обучения каждого студента с момента его поступления до выдачи диплома, а также электронную идентификацию студентов при проведении аттестации и академическое администрирование.
Онлайн-курсы разрабатываются преподавателями и доступны для студентов в виртуальной обучающей среде Moodle, которая обеспечивает множество возможностей для полноценной дистанционной учебы. Кроме того, обучающимся доступны обширные электронные библиотечные ресурсы, позволяющие им получать необходимую информацию в любое время и из любой точки мира.
Фото: freepik.com