Возможности и подходы удаленного обучения
Сейчас учиться в высшем учебном заведении не обязательно требует посещения лекций и семинаров каждый день. С современными формами обучения студенты могут получать образование удаленно, даже находясь в необычных для учебного процесса ситуациях.
Задача обучения: от теории к практике
Вовсе не только запоминание технической информации является целью учебного процесса. Более того, целью является получение практических навыков, которые будут способствовать личностному росту и развитию. Овладение знаниями - это комплекс процессов, связанных с получением представлений о предмете и доведением умения использовать эти представления в реальной жизни до автоматизма. Важен и сам процесс преподавания, для того чтобы студент мог успешно осваивать материалы и навыки приобретения знаний. Важна мотивация студента, создание комфортных условий для обучения, наличие стимулов для активной работы и духовной напряженности.
Многие педагоги издревле посвящали свои труды вопросу эффективного проведения обучения. Я.А. Коменский в своей "Великой дидактике" обсуждал создание идеальных условий для студента, которые поддерживали бы его интерес к учебному процессу. А.С. Макаренко, Г.Г. Аракелов, В.А. Сухомлинский исследовали поведение студентов, применяли различные методы для оптимизации учебного процесса и повышения его эффективности. В современной педагогике проводятся многочисленные исследования вопроса оценки эффективности дистанционных форматов обучения и о продуктивности самого процесса, что доказывает актуальность этой проблемы.
Основным процессом, занимающимся постепенным усвоением знаний, выделяется пять уровней:
Нулевой уровень - понимание материала;
Первый уровень - узнавание материала с помощью внешней подсказки;
Второй уровень - воспроизведение знаний без внешней помощи;
Третий уровень - применение знаний в нетипичных ситуациях;
Четвертый уровень - творческое усвоение, в результате которого появляется новая информация.
Существуют два типа усвоения знаний: репродуктивный и продуктивный. При репродуктивном типе усвоения обучающийся может воспроизвести полученную информацию, а при продуктивном типе - переработать информацию и применить ее в нетипичной ситуации.
Педагоги нового времени стремятся привить продуктивный тип усвоения учащимся и ищут новые методы обучения, такие как дистанционное обучение. Важно знать, что уровень усвоения знаний зависит от степени усвоения материала и его применения в нетипичных ситуациях, что позволяет появляться новой информации.
Дистанционная форма обучения сегодня является одной из самых популярных. Она представляет собой удобный способ получения высшего образования, ведь студент не вынужден менять привычный образ жизни, не тратится на дорогу и не переезжает в другой город. Более того, занятия проводятся в соответствии с индивидуальным графиком, что позволяет получать новые знания, не прекращая работу и одновременно посещая несколько заведений.
Такой формат образования особенно важен для студентов с ограниченными возможностями, для которых удаленное обучение является единственным доступным способом получения высшего образования.
Дистанционное обучение использует современные методики обучения. Преподаватели разрабатывают интерактивные образовательные курсы, проводят веб-семинары и онлайн-лекции, позволяют студентам создавать собственные проекты как самостоятельно, так и совместно с другими учащимися. Контроль знаний также осуществляется в режиме онлайн при помощи тестирования, лабораторных и зачетных работ.
Студенты могут учиться в удобное для них время и находиться в свободном от жестких временных рамок режиме. Таким образом, они сами разрабатывают наиболее эффективный для себя график освоения материала и реализуют его на практике. Кроме того, дистанционное обучение предоставляет студентам возможность общаться онлайн, участвовать в семинарах и встречах со специалистами-практиками и публичными деятелями.
Одно из главных преимуществ дистанционного обучения заключается в его доступности для всех, вне зависимости от местопребывания и рода занятий обучающегося.
Фото: freepik.com