Был покой и порядок…
В 1959 году мои родители из горного селения Мурада Гергебильского района переехали в г. Махачкалу.
60-70-е ГОДЫ
В 1959 году мои родители из горного селения Мурада Гергебильского района переехали в г. Махачкалу. Жили мы на улице Чехова. Улица была не асфальтирована (как и многие другие) и во время дождей непроходима без сапог, по улице Толстого протекала открытая канализационная канава. Рядом располагались здание автостанции на углу улиц Белинского и Фабричной (ныне Батырая), колхозный рынок, старый корпус ДГУ (здание физического факультета) и перед этим корпусом стадион университета. На этом стадионе любой мог заниматься физкультурой, играть в футбол. И мы, мальчики, со всех окружающих улиц (Чехова, Ботаническая (Титова), Седова (Танкаева), Фабричная (Батырая) и другие) там и играли. В свободное время от уроков и футбола играли в альчики, лянгу, настольный теннис, прятки, ходили на стадион «Динамо» смотреть футбол.
Игра в альчики была азартная, один альчик стоил 2 копейки (стоимость одной газеты или двух коробок спичек), а так называемый лабан (бита), усиленный свинцом, 10-20 копеек. И вот кто выигрывал в игре, продавали альчики тому, кто хотел купить и играть дальше. Лянгу делали из круглого куска свинца и кусочка шкуры с длинной шерстью.
Для настольного тенниса стол сделали сами из досок прямо на улице возле дома №5, покрасили, а сетку, ракетки и шарики покупали вскладчину.
Футболом я начал болеть с 1960 года и до сих пор являюсь ярым болельщиком. Тогда футбольная команда называлась «Темп», впоследствии «Динамо», с 1991 года гордость Дагестана «Анжи». Стоимость билета на футбол для детей была 10 копеек, и для того, чтобы достать этот билет, нужно было несколько раз приходить к кассам и караулить, когда начнут их продажу, так как этих билетов было ограниченное количество. А если не доставали билетов, приходилось лазить через забор, обманув милиционеров.
ШКОЛЬНАЯ ПОРА
В селении я окончил три класса, и так как не знал русского языка, меня зачислили опять в третий класс средней школы №13. Она считалась в то время одной из лучших в городе.
С ностальгией вспоминаю моих учителей: директора Ольгу Дмитриевну Карпенко . Она жила прямо в школе в конце коридора на первом этаже. После Карпенко директором школы был Николай Ильич Чиненный .
Первая моя учительница начальных классов в городе – Мария Степановна Тапешкина , опытнейший, прекраснейший педагог. Помню один эпизод: на уроке она меня о чем-то спросила, а я ответил: «Ты же мне об этом не говорила». Когда закончился урок, Мария Степановна пригласила меня к себе, обняла и тихо, чтобы никто не слышал, говорит: «Магомедик, к старшим надо обращаться на Вы». Вот таким должен быть настоящий педагог!
Классный руководитель Галина Кузьминична Сысоева (Подпалова ), любимица класса преподавала математику. Учительница по русскому языку и литературе (ас своего дела) Маргарита Аванесовна Астратьянц , впоследствии директор школы. Мне кажется, она недолюбливала меня, так как я плохо учил литературу (мой любимый предмет математика), но ее я очень уважал за талант и справедливость. Учитель физики Шамсият Абдурахмановна Хаппалаева , учитель химии Лидия Николаевна Сенаторова , историк Энгель Федорович Балашов , учитель английского Элла Абрамовна Ройтман , учителя по труду и физкультуре…Всем им огромное спасибо и низкий поклон!
Еще у нас в школе был свой духовой оркестр, и я играл в его составе. Руководил оркестром и обучал нас играть на инструментах Самвел Константинович Мелкумов (мы его называли Самуил Константинович), он же был руководителем городского духового оркестра. Что примечательно – репетиции проходили три раза в неделю и начинались до начала уроков в 6 часов (!) утра, и чтобы успеть, нам приходилось вставать аж в 5 часов, а тех, кто опаздывал хотя бы на 5 минут, не допускали на занятия, при систематических опозданиях исключали из группы. И вот на праздники 1 Мая, 7 Ноября наша школа ходила на парад со своим оркестром. Как мы гордились этим! Другие школы проходили под марш городского оркестра, а когда наша колонна подходила к трибуне, городской оркестр замолкал, а мы во главе школьной колонны начинали играть марш и проходили перед трибуной. От гордости аж мурашки по телу пробегали. А Самвел Константинович махал нам рукой и гордился своими учениками.
Из своих одноклассников назову моего друга Булата Ахмедова (ныне покойный), с которым сидел за одной партой; самого младшего в классе и умницу Меджида Аскерханова , если бы не ранняя смерть, из него получился бы большой ученый-медик; Виктора Трофимова – впоследствии известного диктора телевидения; Сашу Марченко; Фреда Ахмедова – боксера; из девочек: Лиду Баркову, Наташу Попову, Марину Смородину (отличница), Таню Цапенко, Олю Баграмову, Барият Мусакаеву …
НИКАКОЙ КОРРУПЦИИ
После школы была служба в армии (настоящий мужчина обязательно должен проходить эту школу), а после службы (1971 год) экономический факультет ДГУ им. В.И. Ленина. Что примечательно – все, кто оканчивал учебное заведение, были обязательно трудоустроены по направлению вуза. А направляли на работу по всему Советскому Союзу и должны были отработать по направлению обязательно 2 года. Как сегодня, помню процедуру распределения: вывешивался список городов и предприятий для выбора студентам, а выбирали сами студенты по очереди, в порядке успеваемости и не было никаких «спин» и толкачей. Кто что заслужил в процессе учебы, то и получал.
Главным корпусом университета был корпус на ул. Советской, где мы и начинали свои первые занятия, а с 1972 года перешли в новое здание, построенное на месте университетского стадиона по улице Батырая. Недавно заходил на экономический факультет и узнал те же аудитории со старым паркетом и теми же окнами и дверями…
Опять же с ностальгией вспоминаю прекрасных преподавателей. Наш куратор-финансист Гаджиюллах Абдулаевич Гаджиев . В целях поощрения группу студентов, которые хорошо учились, он повез в Киевский Государственный университет им. Т.Г. Шевченко по обмену опытом! (сейчас такое практикуется?)
Математик Загурская , которая без единой бумажки и запинки читала лекции по высшей математике; завкафедрой А.А. Гаджиев , преподаватели: Магомедов, Тагиев, Мануйлов, Погосов и многие другие. И им огромное спасибо и низкий поклон!
В годы учебы, помню, не было никакой коррупции, чтобы учились за деньги. Лично я все зачеты и экзамены сдавал, выучив тот или иной предмет, и никаких намеков на деньги со стороны преподавателей и в помине не было.
Из однокурсников хотел бы выделить Атая Башировича Алиева , который после окончания университета прошел путь от рядового работника до председателя Счетной палаты Республики Дагестан, председателя Правительства Республики Дагестан, депутата Народного Собрания Республики Дагестан и сенатора Совета Федерации РФ, Магомеда Самадовича Аммаева – начальника инспекции Счетной палаты Республики Дагестан, Магомеда Алиевича Юсупова – замруководителя территориального управления Росрыболовства РФ, Абдурахмана Абдурашидовича Абдурагимова – сотрудника МВД, отличника Гусейн-Эфенди Асадулаевича Хасмамедова , который занимал должность управляющего Дагестанским отделением Сбербанка.
ПРО ГОРОД
Напротив нашего дома жили мои друзья-татары. Их отец возил на машине керосин. У него была дудка, с помощью которой он оповещал жителей, что приехал с керосином, и все выходили на улицу с круглыми канистрами. Керосин покупали для примусов, керогазов и керосинок, на которых готовили пищу, так как в то время газа не было.
Еще помню, по улицам ездила повозка по сбору старого тряпья, и дети выносили старые вещи в обмен на всякие безделушки.
Машин в город было мало. Автобусы ходили очень редко. Например, маршрут № 8 «Рынок 2 – Тарки» иногда приходилось ждать почти час. На этом маршруте ходил маленький автобус «ГАЗ» с одной дверью спереди, которую открывал и закрывал водитель вручную. Обязательно в салоне была кондукторша, которая еле протискивалась между пассажирами, собирая деньги за проезд, и вручала билеты. Другие маршруты обслуживали более крупные автобусы с двумя дверьми и, что запомнилось, боковые стекла для проветривания поднимались вверх на несколько позиций. Еще по бокам над стеклами была протянута веревка (трос), которую кондуктор дергала и подавала сигнал водителю, что можно закрывать двери и ехать или срочно остановиться.
Так как машин было очень мало, инспекторов ГАИ почти не было видно. На виду у всех был гаишник-капитан Кузьмин , справедливый и в то же время очень строгий и которого очень боялись водители.
Домашние вещи и другие товары с рынка перевозили переносчики грузов на спине (рикша) или на арбе с запряженной лошадью, которые в ожидании груза стояли на улице у входа на второй рынок. Что примечательно, самая красивая арба и ухоженная лошадь была у инвалида с одной ногой по имени Хайбула и проживал он, если память не изменяет, на ул. Фабричной (Батырая), дом 47.
Мы, пацаны, очень любили ходить в парк им. Ленинского комсомола. Там работали аттракционы, была вышка, с которой за 10 копеек можно было спрыгнуть с парашютом на тросе, правда, надо было иметь необходимый вес, чтобы парашют спустился на землю. Там же рядом располагался столб с толстыми канатами, так называемые «гигантские шаги», где любой желающий совершенно бесплатно мог кататься. Также в парке находился летний кинотеатр, танцплощадка с духовым оркестром, часто приезжал цирк «Шапито».
В свободное время мы с друзьями любили ходить по магазинам на втором рынке, а особенно там, где продавали уцененные товары. До сих пор у меня сохранилась открывалка-закрывалка металлических пробок бутылок, которую я купил за 5 копеек в начале 60-х годов.
В городе функционировали два кинотеатра, где показывали новые фильмы: «Темп» (впоследствии «Дружба») на ул. Буйнакского и «Комсомолец» (сейчас в этом здании Театр кукол) на ул. Ленина. Кроме того, были еще клубы, где показывали фильмы повторно: Рыбников на ул. Пушкина, Госторговли на углу улиц Оскара и Дахадаева, Фабрики III Интернационала, на ул. 26 Бакинских комиссаров (Ярагского), Колышкина в 1-й Махачкале. Так вот, если фильмы не успевали посмотреть в основных кинотеатрах, их можно было увидеть в этих клубах. А народ ходил в кино поголовно, так как телевизоров не было и кинотеатры собирали полные залы.
Фильмы показывали, начиная с 9 утра до 11 вечера каждые два часа, а в малых залах – с 10 утра до 10 вечера. Перед началом сеанса обязательно показывали 10 минутные документальные фильмы и киножурнал «Фитиль». Насколько помню, самыми популярными были фильмы в начале шестидесятых годов: индийские – «Бродяга», «Господин 420» с популярным Раджем Капуром в главных ролях, «Три мушкетера», «Человек-амфибия», на которые очень трудно было достать билеты, и другие. Так, после выхода фильма «Человек-амфибия» народ на улицах напевал песню: «Нам бы, нам бы всем на дно, там бы, там бы пить вино…».
Хочется вспомнить еще один момент. В советское время в подвале на углу улиц Буйнакского и Дахадаева делали очень вкусные пышные пирожки с ливером и стоили они всего 4 копейки. За этими пирожками мы специально бегали во время большой перемены в школе и с удовольствием ели. Также выпускался пышный, очень вкусный «Рыбкоповский» хлеб, за которым всегда была очередь и не всегда можно было достать. Почему сейчас нельзя выпекать такой хлеб и пирожки?
С удовольствием вспоминаю описываемый период, потому что был покой и порядок, не было коррупции, никто не ходил с охраной, даже помню, как первый секретарь Дагобкома КПСС (первое лицо республики) Магомедсалам Ильясович Умаханов один и без охраны пешком ходил на работу. Люди были добрыми, отзывчивыми, гостеприимными. Не то что в наше время…
Магомед ГАДЖИМУРАДОВ
Последние новости
Конференция по гериатрии в Дагестане
Научное событие посвящено вопросам профилактики и лечения в области гериатрии.
Новые горизонты для промышленности Дагестана
Обсуждены перспективы развития и обновления руководства республиканского союза промышленников.
Дагестанские Огни: Новый шаг к управлению городом
Город Дагестанские Огни готовится к назначению нового главы администрации.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку